На главную Rambler's Top100
Дистанционный курс
Статьи и Книги
Картостроители
Карты на русском
Карты на английском
Ссылки
Download

Умные родители – гениальный ребенок

Рецензия на книгу Тони Бьюзена

Дмитрий Шипотько

   Дети — forever! Не так-то легко найти человека, который не проявлял бы интерес к «детской теме». Безусловно, всех родителей так или иначе волнует, как живут, о чем думают, чем занимаются их дети. Даже больше этого их волнуют вопросы воспитания и развития: как вырастить здорового, умного, хорошего, преуспевающего, разностороннего, неординарного человека? Как сделать так, чтобы ребенок занимался чем-то полезным, усвоил какие-то жизненно необходимые уроки, слушался родителей, наконец?! Далеко не все мы считаем себя экспертами в вопросах воспитания, обучения, дисциплины, поэтому нам часто бывают нужны дополнительная информация, рекомендация, совет «как поступать правильно и не поступать неправильно». Чаще всего источником информации и рекомендаций становятся книги. Книги для родителей о воспитании детей, конечно, уступают по продаваемости книгам для детей (какой же родитель не хочет, чтобы у его ребенка были хорошие — красивые и полезные книги), но пользуются немалым и устойчивым спросом. Одна из таких книг нами сегодня рецензируются.

   Тони Бьюзена не имеет смысла представлять тем, кто хоть немного интересовался темой развития мышления и интеллекта. Достаточно напомнить, что по общепринятому мнению он является создателем метода мышления «Карты Ума» (Mind Map). На самом деле, такие карты применялись и до него, но Бьюзен, будучи хорошим маркетологом (так сказать, продавцом идей), сумел хорошо «раскрутить» этот метод мышления и способствовал его значительной популярности. Вполне естественно, что гуру в области мышления и развития интеллекта обратился к вопросу обучения и воспитания детей. Из-под его пера вышло произведение, названное «Умные родители — гениальный ребенок» (так в русском переводе), которое, разумеется, привлекает к себе внимание и вызывает желание прочитать.

   Есть категории книг, которые можно сравнить с салатом: взяты различные темы, нарезаны кусочками, более или менее перемешаны между собой, приправлены, как майонезом, какой-то общей идеей. К таким книгам можно относиться по-разному. Общее впечатление от салата складывается из впечатления от каждой темы, от соотношения между кусочками и темами, а также от качества «майонеза». Кроме того, иногда очень хочется не ограничиваться общим впечатлением (понравилось/не понравилось, интересно/скучно, вкусно/невкусно), а разобраться еще и в деталях, оценить фрагменты по отдельности. Вот здесь и начинаются трудности. Как салат, так и книгу бывает трудно разделить на отдельные составляющие, приходится приложить немало усилий. Труд Тони Бьюзена относится именно к этой категории книг, и мы попробуем разобраться в нем серьезно, без скидок, ибо само имя автора предполагает высокое качество продукта.

   Основные идеи, заложенные в книге, можно выразить следующим образом: возможности детей безграничны, ваш ребенок — это потенциальный гений, каждый ребенок уникален, развитие детей зависит от их родителей. Замечательно, правда? Уже одни эти мысли заставляют отнестись к книге с симпатией. Абсолютно всем родителям стоит подходить к воспитанию своих отпрысков именно с этих позиций. К сожалению, повседневные дела и заботы часто заставляют нас забыть об этих истинах и обращаться с детьми импульсивно, непоследовательно, временами грубо и глупо. Поэтому каждому родителю имеет смысл записать эти сентенции крупными буквами и повесить на видном месте. Есть и другой способ не забывать об этом — купить книгу Бьюзена и сделать ее своей настольной книгой (то есть постоянно читать и перечитывать :), благо автор постоянно напоминает читателю основные идеи.

   Вообще, надо сказать, что эмоциональное наполнение книги выше всяких похвал. Здесь и вполне объяснимый гуманистический пафос заботы о будущих гениях, и искренняя теплота в рассказах о детях, и негодование по поводу ошибочных подходов к воспитанию. Все эти эмоции выражены прямо и воспринимаются вполне искренними. Поэтому книга при чтении увлекает и заставляет сопереживать, читать ее легко и приятно. В ней нет ни следа сухости, академизма, занудства. Это здорово! Особо хочется сказать о нескольких моментах.

  1. В книге встречаются рассказы об общении с детьми, о каких-то конкретных случаях, произошедших с ними. Такие вставки написаны особенно тепло, они интересны, забавны и поучительны. Родитель невольно сравнивает своего ребенка с описанными, вспоминает что-то из своего опыта, в общем, «погружается в атмосферу». Кроме того, ничто так не убеждает в правоте автора, как конкретные примеры.
  2. Несколько описаний посвящены детям с серьезными проблемами, например, последствиями травм головного мозга. То, как эти проблемы были преодолены, и как были достигнуты замечательные результаты в развитии, по-настоящему впечатляет, буквально вдохновляет родителей на «подвиги», а также придает оптимизм.
  3. Неоднократно подчеркивается, насколько важно для детей то, как к ним относятся и как взаимодействуют с ними родители. Никак нельзя забывать о той важной роли, которую играем мы для своих детей. Так что становится особо значимым название книги: хотите, чтобы ваш ребенок был гением — будьте умными родителями.
  4. Немалое место отведено дисциплинирующему воспитанию. Этот процесс описан кратко и четко, так что родители могут без промедления приступать к делу. Правда, на этом пути их могут ожидать трудности, о которых будет написано несколько ниже.
  5. В книге есть очень информативная таблица об этапах физического и интеллектуального развития детей, для родителей это весьма полезно. Единственное пожелание, не ограничиваться таблицей, приведенной Бьюзеном, а поискать и другие, предлагаемые специалистами (педиатрами, педагогами). Несколько источников полезной информации лучше, чем один.

   Теперь речь пойдет о том, что в книге не очень понравилось. Во-первых, сказывается «салатность» книги — в ней всего понемногу, как-то по верхам, в самом общем виде. Видимо, по этой же причине советы, которые в ней щедро приводятся, грешат неоднородностью — наряду с глубокими, интересными и оригинальными встречаются откровенно слабые, неконкретные и банальные, причем вторых гораздо больше, чем первых. Во-вторых, заслуживает отдельного пункта в перечне недостатков банальность содержимого книги . Сведения об анатомии, физиологии, неврологии и развитии мозга настолько «популярны», то есть далеки от научности, строгости, последовательности, что вполне могут ввести в заблуждение. На мой (возможно, крайне субъективный) взгляд, лучше уж вообще не писать о подобных материях, чем писать так. Сведения из области педагогики страдают почти теми же недостатками. Обычно, когда пытаешься объять необъятное, результат бывает именно таким. Лучше бы Бьюзен сосредоточился на небольшом количестве идей и тщательно их проработал, пользы было бы больше.

   В-третьих, создается впечатление, что увлекшись обсуждением внутреннего мира детей, Бьюзен забыл о внутреннем мире родителей. Его советы чаще всего содержат в себе общий принцип: «родители, сначала овладейте сами каким-то полезным умением (например, музыкой, рисованием, математикой), и тогда вам легко будет приобщить к этому ребенка». Говоря по-другому, автор предлагает родителям серьезно поработать над собой, изменить жизненные устои. Для многих «простых людей» это представляет серьезную проблему. Таким образом, получается, что совет-то хорош, но как его выполнить, непонятно. Тогда нужна еще одна книга «Родителям о родителях, или как на практике воплотить советы Тони Бьюзена». В-четвертых, из поля зрения почти полностью выпала психология, точнее она сведена к «простым и понятным советам» без объяснения внутренних механизмов влияния родителей на детей и детей на родителей. Поэтому не удивляйтесь тем трудностям, которые могут на вас свалиться при попытке действовать в соответствии с написанными в книге рекомендациями.

   И, наконец, о том, что в книге не просто не понравилось, но искренне возмутило. Как ни странно, при общей неконкретности и поверхностности изложения, Бьюзен добрался до некоторых существенных деталей и исказил, а местами даже извратил их. Есть, впрочем, мнение, что эта заслуга принадлежит не ему, а переводчику, но в это не очень верится, слишком уж вопиющи эти «перлы». Чтобы не быть голословным. На стр. 94 речь идет о том, что для улучшения запоминания надо с определенной периодичностью повторять запоминаемый материал. И вот тут следует такой абзац: «Причина, по которой многие пожилые люди жалуются на ослабление памяти, заключается не в том, что память ухудшается сама по себе, а в том, что перестают применяться перечисленные выше принципы. Если бы люди продолжали следовать им, память улучшалась бы год от года».

   Одним легким движением Тони Бьюзен отметает все полученные наукой данные о процессах старения головного мозга, об изменениях в нервной ткани и сосудах, о трудностях с кровообращением. Оказывается, все проблемы с памятью происходят от того, что подавляющее большинство пожилых людей перестают периодически повторять то, что хотят запомнить! Интересно, во-первых, что же это заставляет их отказаться от применения таких полезных правил (тем более, что они вроде бы раньше им следовали), а во-вторых, почему же действительно так поступают почти все пожилые? А как же быть с тем, что забываются события, происшедшие сравнительно давно? Как теория Бьюзена это объясняет? И как после всего этого объяснить пожилому человеку, почему его память никак не улучшается даже после многократных повторений, хотя Бьюзен уверяет, что она просто обязана это сделать?

   Дальше больше. Автор без особого смущения смешивает понятия «эффект Пигмалиона» и «самореализующееся пророчество». То, что пишет Бьюзен про «эффект Пигмалиона» вполне соответствует частному случаю самореализующегося пророчества : дети часто начинают вести себя в соответствии с тем, что взрослые (родители, учителя) от них ожидают. Если говорить ребенку, что он талантлив и ожидать от него успехов, это «пророчество», скорее всего, реализуется, так как ребенок будет легче и свободнее действовать, считая себя способным к каким-то серьезным свершениям. История же про Пигмалиона и Галатею нагружена гораздо большим количеством глубоких и неоднозначных смыслов, в ней содержатся идеи о гениальном творце, совершенном творении, воплощении идеала, влюбленности творца в свое творение и проблемах, связанных с этим. Так что Бьюзен жестоко упростил понятие «эффект Пигмалиона» и применил его в неподходящем контексте. Характерно также и то, что автор ссылается не на первоисточник, а на мюзикл по пьесе Джорджа Бернарда Шоу (кстати, сам Шоу был очень бережен со всеми смыслами, заложенными в первоисточнике).

   Вот еще вопиющее искажение смысла. Цитирую: «Почти до самого конца прошлого столетия многие педагоги и психологи полагали, что мозг действует по принципу проб и ошибок. Это было ошибочное мнение, которое в течение многих столетий исподволь внушало нам, что жизнь состоит, главным образом. из ошибок и неудач. Теперь мы знаем, что это не так Если бы мозг представлял собой механизм проб и ошибок, то с самого момента рождения мы бы пробовали, пробовали и пробовали, и это приводило бы нас к ошибкам, ошибкам, ошибкам, ошибкам, ошибкам, ошибкам, ошибкам, ошибками, ошибкам, и в течение нескольких минут все было бы кончено».. Весь абзац в целом производит странное впечатление, видимо, логика хромает, несмотря на 9 раз повторенное ненавистное слово.. Но главное не в этом. Создается впечатление, что автор вообще не представлял себе, что такое принцип проб и ошибок, в чем он состоит, что и кому он «исподволь внушает». По-моему, такого беспредела не может натворить ни один переводчик. Комментировать это даже как-то не хочется, желающий найдет подробности в любом учебнике по психологии, вероятнее всего, в разделах, посвященных бихевиоризму.

   Напоследок еще несколько «приятных мелочей». В тексте есть упоминание про «коэффициент IQ, свойственный гениям». Интересно, кто и когда определить понятие «гений» с опорой на коэффициент интеллекта, и если уж на то пошло, то к какому IQ нужно стремиться, чтобы стать гением? От Бьюзена досталось Жану Пиаже и Зигмунду Фрейду, причем на каждого из них пришлось всего по одному предложению. Пиаже был обвинен, что «благодаря» его работам дети «жили в обстановке непонимания, разочарования и одиночества» (да-да, именно так, дословно!), так как взрослые отрицали наличие у них логического мышления. Фрейд получил свое за нагнетание «массовой истерии» по поводу секса. Написать такое мог только человек либо вообще не знающий психологии и вклада в нее упомянутых ученых, либо по какой-то причине проникнутый к ним ненавистью.

   Итак, в целом можно сказать, что книга под прикрытием пафоса и трогательной заботы о развитии детей подает весьма некачественный материал. Если человек ставит перед собой цель содействовать разностороннему развитию мышления и интеллекта, он просто обязан демонстрировать образец высококачественного мышления и интеллектуальной честности. Рецензируемая книга обнаружила серьезные проблемы с упомянутыми качествами у Тони Бьюзена, что как-то не вяжется с его репутацией. Но из песни слов не выкинешь! Если вы хотите получить от книги заряд оптимизма и всплеск эмоций, покупайте ее, читайте и вдохновляйтесь. Если же вы хотите по-настоящему основываться на изложенных в ней идеях, внемлите моему предупреждению, поищите более серьезные и глубокие книги. Есть разумеется, и третий путь — отделять зерна от плевел, брать полезное и отбрасывать ложное. Удачи тому, кто намерен так поступить!

Книгу "Умные родители – гениальный ребенок"  можно приобрести в интернет-магазине OZON. Нажмите, чтобы перейти по ссылке.
 

Copyright © 2003-2009 Малыгин Андрей Александрович Контактная информация 
Email: andrey@superidea.ru тел. (846) 274-23-88
ICQ:700323
Рекомендуем Развиваем интеллект Есть Бизнес-Идея! deBono.ru Энергетическая таблетка Товары для ума БЛОГ
  Brainstorming.ru
Последнее изменение: 25 марта 2009
Предложение по сотрудничеству.
Условия использования - Политика приватности - LEGAL DISCLAIMER - Дополнительные соглашения

 
Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100